Об уголовном ответственности за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Частью 1 ст. 145.1 УК Российской Федерации установлена уголовная ответственность за частичную свыше трех месяцев невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат
При этом под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат следует понимать осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы Квалифицированный состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 145.1 УК РФ образует полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (с 01 05.2018 11163 руб. в месяц (ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»)
Частью 3 ст. 145.1 УК Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за совершение вышеуказанных деяний, в случае, если они повлекли наступление тяжких последствий.
Вместе с тем понятие тяжких последствий в данном случае в законе не конкретизировано и носит оценочный характер. Это может быть, к примеру, утрата трудоспособности, инвалидность, вред здоровью, уничтожение или повреждение имущества и др.
Состав невыплаты будет только в том случае, если невыплата имела место при наличии реальной возможности выплатить заработную плату и иные, указанные в ст. 145.1 УК Российской Федерации, выплаты.
Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что объективная сторона невыплаты заработной платы осуществляется путем бездействия в течение свыше двух или трех месяцев подряд. Поэтому объективная сторона
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" №
Вместе с тем применение должностными лицами Инспекции мер административного воздействия не во всех случаях гарантирует восстановление трудовых прав.
За отказ работодателя выполнить законные требования предписания наступит административная ответственность в виде штрафа, но спор в этом случае подлежит рассмотрению в суде. При этом законодательством должностные лица Инспекции правом на обращение в суд с исками в зашиту нарушенных прав работников не наделены.
Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 №875, утвердившим Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства, государственные инспекторы труда вправе предъявлять в суды только требования о ликвидации юридических лиц (организаций) или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.
Но, работники Гострудинспекции могут принимать участие в деле о защите трудовых прав работника в качестве экспертов
При выборе способа защиты, в том числе путем обращения в Инспекцию, следует учитывать установленные ст. 392 Трудового кодекса РФ сроки давности на обращение за судебной защитой.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение 1 года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Пропущенные по уважительным причинам сроки давности могут быть восстановлены судом по ходатайству истца, для чего следует представить подтверждающие документы