Юрий Елфимов: Работу власти, ее состоятельность в полной мере могут оценить только жители
ПРИМОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Архангельской области

Юрий Елфимов: Работу власти, ее состоятельность в полной мере могут оценить только жители

Юрий Елфимов:  Работу власти, ее состоятельность в полной мере могут оценить только жители 25.09.2020

Дороги. От их наличия в целом на территории, от состояния прямо и косвенно зависит не только развитие экономики регионов, но и повседневная жизнь людей.

Среди основных проблем территорий, которые северяне озвучивают на каждой встрече с любым представителем власти, состояние дорог занимает первое место. И если еще пять лет назад речь шла в том числе и о федеральных трассах, то сегодня максимум внимания люди требуют уделить дорогам местного значения. Дорогам и мостам – такова уж специфика нашей области, что мостов в каждом муниципалитете насчитываются десятки.

Сегодня масштабные работы на дорогах области не заметит разве что либо слепой, либо тот, кто за порог своего дома не выходит уже пару лет. Многие мои знакомые отмечают, что таких дорожных строек Поморье не видело долгие годы. И с неким заговорщицким видом добавляют: «Ну а что вы хотели, выборы же!» Что ж, возможно, толика правды в этом утверждении есть – не секрет, что в выборные годы иногда наконец-то решение находится даже застарелым проблемам, на которые махнула рукой не только власть, но и беспокойные жители. Тем не менее я все же возражу скептикам, ведь основные инвестиции в дорожную сеть области – это средства национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а реализовывать его страна начала еще в 2018 году. Не стану напоминать о том, как родились нацпроекты и почему, отмечу лишь, что, озвучивая свою идею о них, президент Владимир Путин в Послании Федеральному собранию РФ сказал, что если за последние годы дорожники привели в порядок основные транспортные магистрали страны – федеральные трассы, то с дорогами регионального, а тем более местного значения у нас беда. А еще он тогда отметил (цитирую): «Дороги России должны быть не ее бедой, а одним из стратегических приоритетов». И началась большая работа. К слову, Архангельская область получит на решение всех «дорожных» задач в рамках нацпроекта 22 млрд рублей. Часть этих средств уже вложил в свои дороги и Приморский район.

О том, какие дорожные ремонты сегодня ведутся в муниципалитете, что запланировано на ближайшие годы, корреспондент газеты "У Белого моря" беседуем с заместителем главы Приморского района, начальником управления по инфраструктурному развитию и муниципальному хозяйству Юрием Елфимовым.

– Юрий Алексеевич, расскажите о структуре районной дорожной сети. Насколько она велика и каково ее состояние в целом?

– Дорожная сеть Приморского района – это почти 68 километров федеральной трассы М-8, 308,8 километра дорог регионального значения. Дорог местного значения у нас 524 километра. При этом 309 с небольшим километров находятся в границах населенных пунктов, а дороги с твердым покрытием составляют 235,5 километра. Кроме того, еще есть 150 километров так называемых дачных дорог. Кстати, сегодня мы ведем очень кропотливую работу по паспортизации дорог, в том числе и подъездов к СНТ, и уточняем их перечень.

Особенностью нашего района является близость Архангельска, Новодвинска и Северодвинска, а также значительная удаленность отдельных населенных пунктов от административного центра и наличие труднодоступных территорий. Близость крупных городов несет определенные плюсы – по территории района проходят федеральные и региональные трассы, на обслуживание и ремонт которых направляются средства из федерального и регионального бюджетов. А вот с обслуживанием дорог местного значения, в особенности на островных территориях и побережных, мы испытываем определенные сложности. В первую очередь они выражаются в доставке материалов и техники, что, как следствие, приводит к удорожанию работ. Тем не менее мы поставили перед собой задачу, в том числе и по поручению главы района Валентины Алексеевны Рудкиной, и занимаемся уже второй год ремонтом дорог на отдаленных территориях. В этом году начали ремонт четырехкилометрового участка дороги от деревни Ластолы до Конецдворья в муниципальном образовании «Островное». Отремонтировали один километр. Материал для отсыпки дороги завозили баржами и с трудом нашли подрядчика, так как сумма контракта невелика. Завершим работу уже в следующем году, так как в этом средств недостаточно.

Кроме того, мы отремонтировали два километра автомобильной дороги местного значения Вознесенье – Студименское. Это тоже в муниципальном образовании «Островное».

– Юрий Алексеевич, о небольших деньгах… Муниципальный дорожный фонд в этом году каков?

– 22 миллиона рублей. Это деньги и на текущий ремонт, и на содержание дорог, в том числе на их уборку в зимний период. Этого, конечно, мало, но стоит отметить, что ежегодно он все же увеличивается в среднем на полтора–два миллиона рублей. Напомню, что 309 километров дорог у нас пролегает в 235 населенных пунктах. Помогает решать проблемы дорожной сети реализация нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», участником которого район является уже второй год.

– Что удалось сделать благодаря нацпроекту?

– В прошлом году мы получили по нацпроекту 48,4 миллиона рублей и отремонтировали дороги сразу в трех муниципальных образованиях – «Приморском», «Лисестровском» и «Боброво-Лявленском». Нам удалось отремонтировать порядка шести километров дорог в поселках Лайский Док, Васьково, Боброво, деревне Новинки. В этом году по нацпроекту мы получили 44,7 миллиона рублей на ремонт дорог в деревне Лахте на улице Геологов и дороги в поселке Беломорье муниципального образования «Катунинское». Идут дорожные работы в поселке Талаги.

ул. Центральная в поселке Дайский Док отремонтирована в рамках нацпроекта в 2019 году.jpg

Улица Центральная пос.Лайский Док отремонтирована в 2019 году

В 2021 году в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» мы планируем отремонтировать дороги в деревне Рикасихе, а также в поселке Уемском – на улицах Заводская и Большесельская. Общая протяженность отремонтированных автомобильных дорог в 2021 году составит порядка шести километров.

Также по поручению главы Архангельской области Александра Цыбульского в следующем году в рамках реализации указанного нацпроекта планируются работы по ремонту объектов дорожного хозяйства: автомобильная дорога от улицы Доковской до улицы 263-й Сивашской Дивизии города Архангельска и автомобильная дорога от федеральной трассы М-8 до улицы Адмирала Макарова Архангельска, которые соединяются с дорогами муниципального образования «Лисестровское». В настоящее время уже разработана проектно-сметная документация на выполнение ремонтных работ.

– Участие в нацпроекте район закончит в 2021 году. Но это же не говорит о том, что все дороги будут приведены в нормативное состояние…

– Увы. Но наша задача – найти средства на дальнейшую работу. Такие возможности есть, и благодаря поддержке регионального правительства, областного Собрания депутатов и сегодня мы получаем финансирование вне национального проекта. В 2019 году, в частности, приняли участие в конкурсах, проводимых министерством транспорта, что позволило, затратив 2,9 миллиона рублей из местного бюджета, привлечь порядка 13,3 миллиона из областной казны. Благодаря этому мы частично исполнили судебные решения относительно ремонта дорог, а также отремонтировали улицу Советскую в поселке Катунино. Кроме того, также в прошлом году благодаря дополнительным субсидиям, предоставленным районным бюджетам на софинансирование ремонтов так называемых дачных дорог получили средства на ремонт подъездного пути к садоводческому товариществу «Катунинец». По этому участку дороги мы имели судебное решение о необходимости ремонта. Стоимость проекта – почти 10 миллионов рублей, семь с половиной из которых составило финансирование из областного бюджета.

Еще один источник финансирования, доказавший свою эффективность, – программа «Формирование комфортной городской среды», которая позволяет за счет средств федерального бюджета приводить в порядок дворовые проезды. Мы успешно пользуемся этой возможностью – отремонтировали дворы в поселках Катунино и Ширшинский и других населенных пунктах.

Большие планы у нас на участие в программе комплексного развития сельских территорий, в том числе и в плане ремонта и строительства дорог. Такую возможность программа предоставляет. В частности, когда речь идет о строительстве подъездных дорог к социальным объектам – школам, детсадам, медучреждениям.

– Юрий Алексеевич, в этом году начался ремонт еще одного дорожного объекта, средства на который поступили благодаря поддержке главы региона...

– Да. Речь идет о ремонте областной дороги, соединяющей федеральную трассу Архангельск – Северодвинск с большей частью населенных пунктов муниципалитета. Она проходит через Заостровье. Региональным правительством выделено 94,5 миллиона рублей. Работы уже начались.

Кроме того, по результатам рабочей поездки в район глава региона поручил министерству транспорта Архангельской области предусмотреть средства на ремонт дороги от улицы Доковской до фельдшерско-акушерского пункта в деревне Окулово муниципальтного образования «Лисестровское». Средства в размере четырех миллионов рублей выделены из областного бюджета.

В прошлом году из резервного фонда регионального правительства предусматривалось выделение 3,7 миллиона рублей на ее ремонт, но после проверки сметной документации оказалось, что стоимость ремонта дороги с учетом текущего уровня цен увеличилась и составила уже 4,3 миллиона.

– Юрий Алексеевич, как известно, в этом году Минтранс РФ предложил внести в «дорожный» нацпроект программу ремонта и строительства мостов и путепроводов. Есть шанс, что Приморский район получит по ней финансирование?

– Вы правы. Руководители регионов по итогам первого года реализации нацпроекта обозначали проблему ветхих и аварийных мостов и путепроводов как первоочередную. И мы, конечно же, постараемся максимально использовать эту возможность для Приморья – уже направили заявки на семь мостовых сооружений. Но, чтобы получить средства проекта, необходимо разработать проектно-сметную документацию, а это тоже стоит денег. Поэтому сейчас ведем работу с правительством области относительно финансовой поддержки.

У нас на территории насчитывается порядка 50-ти мостовых сооружений. 25 из них мы определяем как социально важные объекты.

– Что это значит?

– Если мост выйдет из строя, то люди будут отрезаны от цивилизации – не смогут получить медицинскую помощь, приобрести лекарства и необходимые продукты. На территорию не смогут добраться спасатели и другие службы. Поэтому вопрос ремонта и строительства мостов для районной администрации крайне важен. Безусловно, мы ведем работу, хотя, честно сказать, средств катастрофически не хватает.

В прошлом году, в частности, отремонтировали мост через реку Илас в муниципальном образовании «Катунинское» и восстановили доступность инфраструктуры – школы, детсада, больницы – для жителей деревни Лахты.

Завершился ремонт моста через реку Малую Сярту, который обеспечивает сообщение между населенными пунктами Лопшеньга и Яреньга. Это в муниципальном образовании «Пертоминское». Помощь муниципалитету здесь оказал рыболовецкий колхоз имени Калинина. Дальше его работники приступят к ремонту моста через реку Лопшеньгу. Это мостовое сооружение обеспечивает проезд к площадке временного накопления ТКО. Мы из местного бюджета выделили средства на пиломатериалы. Они уже приобретены и доставлены на место.

Этой осенью также запланировали ремонт моста в Летней Золотице. Деньги выделены из районного бюджета.

– Я знаю, что положительно решился вопрос с довольно застарелой проблемой ремонта моста в Лянецком…

– Да, финансирование строительных работ по возведению нового моста через реку Ляну в муниципальном образовании «Заостровское» будет заложено в региональном бюджете на 2021 год. Это распоряжение главы региона. В этом году мы подготовим проектно-сметную документацию для того, чтобы войти в одну из региональных госпрограмм.

– Юрий Алексеевич, из нашей беседы формируется мнение, что нерешенные проблемы в дорожной сфере района, если и остались, то они незначительны…

– Конечно, это не так. Работы еще очень много – и по дорогам, и по мостам. Не решен также вопрос с подъездными дорогами к садоводческим товариществам. Отремонтировано сегодня только два участка, а у нас их 150 километров. Большую работу предстоит провести по документальному оформлению ряда дорог в муниципальную собственность – многие из них находятся в собственности Минобороны. Переговоры с этим ведомством, к сожалению, нередко затягиваются на длительный срок.

Очень серьезная и масштабная работа предстоит по ремонту мостов. Как я уже отмечал, более половины из имеющихся в районе требуют ремонта. Нам нужны немалые средства.

Есть серьезные проблемы с дорогами, которые находятся в частной собственности.

– Те, что сегодня разбирают, например, в Васьково?

– В том числе.

– А какие бы могли быть решения? Выкупить дороги у частника?

– Мы и могли бы это сделать, но дефицит бюджета не позволяет. Кроме этого, часть дорог не имеет важного социального или стратегического значения. В большинстве случаев они проходят по сельхозугодиям бывших колхозов или, как, например, в районе станции Брусеницы ведет к территории, где располагалась когда-то военная часть. Другой вопрос, что люди привыкли к тому, что эти дороги есть, они ими пользуются.

По дороге, которая разбирается в Васьково, тоже отдельная история – это земли Минобороны. К муниципалитету она отношения не имеет, но востребована жителями. Сейчас в решении ситуаций с Лисестрово и Заостровьем участвуют полиция и прокуратура.

– Юрий Алексеевич, если подводить итог двухлетней работы по развитию дорожной сети района, вы удовлетворены результатами? И что для вас здесь является критерием, неким мерилом?

– Что является мерилом достигнутых результатов? То, как оценивают эту работу жители района. А они, конечно, отмечают позитивные изменения, о чем и говорят на многочисленных встречах с главой района в муниципалитетах.

Отремонтирована дорога в п. Талаги.jpg

Отремонтированная дорога в п.Талаги

Безусловно, кардинально ситуация с ремонтом дорог в районе изменилась с началом реализации нацпроекта. Вливание в сферу федеральных средств в таком объеме, которого я на своей практике не помню, дало толчок, в том числе и нам, руководителям, изменить подходы к работе. Например, к учету дорог, формированию планов, отношению к этой работе в целом. Общеизвестно, что если видишь результат, если понимаешь, что получается что-то, то, конечно, хочется сделать больше, лучше. Я скажу так: когда к нам обращаются жители с той или иной проблемой, в том числе и «дорожной», и ее удается качественно решить, а ведь это прямая обязанность власти, тогда появляется чувство состоятельности – значит, ты все делаешь правильно.